Вся мототехника зарубежного производства снабжается рекомендацией к типу используемого масла (ищите их в инструкции, на сервисных наклейках или прямо на пробках маслозаливных отверстий на картере двигателя). И применять продукты более высокого уровня нет особого смысла. Хотя, например, при сложных дорожных условиях можно применять мотомасла с более высоким индексом вязкости, например, вместо SAE 10W40 использовать 10W50 таким образом можно снизить его угар.
Основная характеристика моторного масла – вязкость, и во-многом именно она является определяющим критерием при подборе: излишне вязкая «консистенция» провоцирует возникновение в двигателе большого дополнительного сопротивления, с «трудом» разбрызгивается и прокачивается через масляные каналы; напротив, жидкая – протекает, просачиваясь через уплотнители, и в цилиндры через кольца, сгорая, вызывает массу негативных последствий, и к тому же, плохо «обволакивает» поверхности деталей.
Казалось бы, исходя из предшествующей информации, нужно просто найти продукт “средней” вязкости, но НЕТ! Вязкость увеличивается при понижении температуры (и наоборот, снижается при увеличении), а работа двигателей происходит в 2-х температурных режимах:
- 50...+50 град. – “холодный двигатель” (при запуске);
- +100...+190 град – “горячий двигатель” .
Таким образом масло должно поддерживать оптимальную вязкость при любых температурных условиях.
Стандарт вязкости SAE
разработанОбществом Автомобильных Инженеров США, именно эта классификация наиболее распространена в России, и именно под этот стандарт адаптирован ГОСТ 17479.1-85.
Большие буквы, например, 10w, на бутылках обозначают вязкость, чем выше показатель, тем масло гуще, буквой “W” обозначают зимнее применение.
Стандартные ряды вязкости SAE:
- зимний: 0w, 5w, 10w, 15w, 20w, 25w;
- летний: 20, 30, 40, 50, 60.
Но на сегодняшний день разделение на летние/зимние масла, скорее, экзотика. Чаще встречаются, так называемые, всесезонные с 2-ной маркировкой, например, рекомендованное производителем для JBW125, 15w-40.
Стандарт ACEA
европейская классификация эксплуатационных свойств, основана на более высоких, чем у API, требованиях
Согласно ACEA масла подразделяются на 3 категории, по типу двигателей:
А (А1, А2, A3, A5) – для бензиновых двигателей;
В (В1, В2, ВЗ, В4, B5) – для малых по мощности дизельных двигателей;
Е (Е1, Е2, ЕЗ, Е4, Е5, Е7) – для дизельных двигателей тяжелого транспорта.
Стандарт API (“классификация по вязкости”)
от Американского института топлива
Помимо вязкости, моторное масло должно обладать еще некоторыми очень важными свойствами. К примеру, для предотвращения сухого трения пар оно должно “прилипать” к их поверхностям; быть достаточно жидким для холодного запуска; устранять нагар и посторонние примеси в моторе и защищать двигатель от износа; экономить расход топлива; уменьшать выброс вредных веществ в атмосферу. Совокупность всех этих функций учитывалась при формировании классификации API, согласно ей масла разделяются на 2 категории:
- S – SE, SF, SG, SH, SJ, SL – для бензиновых двигателей;
- C – CC, CD, CE, CF, CG, CH, CI – для «дизелей».
Первая буква – категория продукта, вторая – его эксплуатационные качества, чем дальше эта буква от начала анголязычного алфавита, тем более современно масло.
Подчеркнем, что приведенные маркировки рассчитаны и на автомобильные двигатели. Так как специальные 4-х тактные масла для мотоциклов в отличие от автомобильных содержат меньшую долю антифрикционных присадок, то и и по качеству они не могут быть выше группы SG.
Одной из особенностей конструкции 4-х тактных мотоциклов является нахождение двигателя, КПП и сцепления в общей ( в отличие от автомобиля)масляной среде. Что и является причиной зачастую противоречивых требований к мотомаслам.
- Присадки, которые улучшают скольжение масла, могут негативно сказаться на сцеплении и стать причиной пробуксовки.
- В “зимние” масла добавляют специальный “загуститель” для получения “всесезенного” продукта. Загуститель обладает сложной полимерной структурой. полимерные составляющие в КП постепенно разрушаются шестеренками. Такое мотомасло утрачивает вязкость и хуже смазывает двигатель.
Общие рекомендации по замене мотомасел
- чтобы избежать воздействия вредных присадок, лучше использовать специальное мотомасло
- в жаркое лето лучше “залить” масло с вязкостью побольше, к примеру, 10w –50;
- замену мотомасла проводите не реже. чем через каждые 5 000 км;
- продукты, классификация которых ниже API SL, SJ и ACEA А3, уже значительно “устарели”;
- приобретайте масла только в ненарушенной упаковке и у надежных поставщиков, только в этом случае можно быть уверенным в том что продукт не разбавлен, а маркировка на бутылке совпадает с ее содержимым.